Автор Тема: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ  (Прочитано 2288 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Profi72

  • ПОРТАЛ СТРОИТЕЛЕЙ - www.profitmn72.ru
  • Управляющий
  • Главный инженер
  • ********
  • Сообщений: 55569
  • Профессионализм: 55555
  • Пол: Мужской
  • www.profitmn72.ru
    • Просмотр профиля
    • ПОРТАЛ СТРОИТЕЛЕЙ "Профессионалы Тюменского региона"
    • E-mail
В условиях современного со-
стояния экономических отношений рынок тру-
да занимает важнейшее место в стратегических
направлениях развития государства. С одной
стороны, он является элементом экономической
системы, и от эффективности его функциони-
рования зависят национальное благополучие,
стабильность общества и эффективность соци-
ально-экономических преобразований. В то же
время, выступая самостоятельной системой,
он опосредует влияние этого развития на бла-
госостояние населения и характер многих со-
циальных процессов, усиливая или сглаживая
возникающие противоречия.
Стратегия экономической политики Рос-
сийской Федерации определена приоритетами
деятельности государства в области социально-
экономического развития, сформулированны-
ми в Концепции долгосрочного социально-эко-
номического развития Российской Федерации
на период до 2020 года. Одним из стратегиче-
ских ориентиров социально-экономического
развития является переход экономики страны
к инновационному социально-ориентирован-
ному типу развития в условиях глобальной кон-
куренции и открытой экономики. Такой подход
требует реализации комплексных, взаимоувя-
занных по ряду направлений, первым из кото-
рых является развитие человеческого потенциа-
ла России (преодоление сложившихся негатив-
ных демографических тенденций; формирова-
ние условий для устойчивого роста заработной
платы; создание эффективных механизмов ре-
гулирования рынка труда, обеспечивающих со-
четание конкуренции на рынке труда с парт-
нерскими отношениями работников, работода-
телей и государства; обеспечение высокой про-
фессиональной и территориальной мобильно-
сти трудовых ресурсов, формирование профес-
сиональной культуры, трудовых и предприни-
мательских ценностей и т. д.). Еще одним на-
правлением является переход к новой модели
пространственного развития российской эконо-
мики. Этот переход предполагает формирова-
ние новых центров социально-экономического
развития, в том числе на Урале и в Сибири; вы-
равнивание условий социально-экономическо-
го развития регионов страны, сокращение из-
быточной экономической дифференциации тер-
риторий; укрепление системы стратегического
управления региональным развитием, обеспе-
чивающим повышение комплексности и сба-
лансированности развития регионов и разме-
щения производительных сил [1]. В связи с
этим все более актуальными становятся иссле-
дования состояния и перспектив развития рын-
ка труда на мезоэкономическом, региональном
уровне, о чем свидетельствует нарастание чис-
ла публикаций по данной проблематике как
теоретико-методологического, так и приклад-
ного характера (см., напр.: [2–11]).
Особое значение в контексте долгосроч-
ного социально-экономического развития Рос-
сии имеют исследования рынков труда инве-
стиционно привлекательных субъектов феде-
рации [12], к числу которых относится Тюмен-
ская область. Согласно официальным данным,
индекс промышленного производства в регио-
не по итогам 2013 г. составил 116,8 % (в сред-
нем по России – 100,4 %), а индекс производ-
ства по виду деятельности «Добыча полезных
ископаемых» – 127,5 %. В обрабатывающем
секторе общий темп роста производства по срав-
нению с 2013 г. составил 116,7 %. Наиболее вы-
сокая динамика роста обеспечена в химическом
производстве (198 %), производстве электрооборудования, электронного и оптического обо-
рудования (164,5 %), готовых металлических
изделий (128,5 %), нефтепродуктов (121,2 %),
прочих неметаллических минеральных про-
дуктов (112,8 %), издательской и полиграфиче-
ской деятельности (112,2 %), а также в произ-
водстве машин и оборудования (110 %). Объем
строительных работ, выполненных собственны-
ми силами организаций, составил 144,3 млрд
руб., что на 26 % выше уровня 2012 г. в сопос-
тавимых ценах. Денежные доходы населения в
расчете на одного жителя, по предварительным
данным Тюменьстата, составили 24,74 тыс. руб.,
или 109,6 % к предыдущему году. Реальные рас-
полагаемые денежные доходы населения вы-
росли на 4,2 %. Среднемесячная номинальная
начисленная заработная плата по итогам 2013 г.
сложилась в сумме 31,53 тыс. руб. (110,4 % по
отношению к 2012 г.). Реальная начисленная
заработная плата составила 103,4 % [13].
Позитивные итоги в развитии рынка тру-
да региона во многом связаны с эффективной
работой органов исполнительной власти Тю-
менской области по анализу, оценке и прогнозу
состояния этой сферы. Ежегодный мониторинг
регионального трудового рынка осуществля-
ется в соответствии с постановлением Прави-
тельства Тюменской области от 6 марта 2006 г.
№ 46-п «Об утверждении Положения об орга-
низации мониторинга регионального рынка
труда в Тюменской области». Сведения о пер-
спективной потребности в кадрах и высвобож-
дении работников предприятий и организаций
региона, а также информация о выпускниках
профессиональных учебных заведений вклю-
чены в единую базу данных в автоматизирован-
ной системе «Мониторинг рынка труда». В ре-
зультате обследования предприятий и органи-
заций департамент труда и занятости населе-
ния региона формирует баланс спроса и пред-
ложения рабочей силы на рынке труда Тюмен-
ской области. Полученные данные используют-
ся при формировании государственного заказа
на подготовку кадров в соответствии с запро-
сами рынка труда, повышении квалификации
специалистов, развитии механизмов социаль-
ного партнерства при реализации кадровой по-
литики, содействии самозанятости населения
и некоторых других направлениях.
Объективная потребность в анализе пер-
спектив развития рынка труда Тюменской об-
ласти обусловили общую проблему данного эм-
пирического исследования, проведенного Цен-
тром гуманитарных, социально-экономических
и политических исследований – 2 (ГЭПИ-
Центр-2) с целью системного анализа происходящих изменений на рынке труда Тюмен-
ской области, а также прогнозирования разви-
тия ситуации.
Источниковая база исследования. В ка-
честве исходного эмпирического материала для
теоретических выводов и обобщений послу-
жили статистические материалы Федеральной
службы государственной статистики РФ, Ми-
нистерства труда и социальной защиты РФ, Ми-
нистерства экономического развития РФ, дан-
ных государственных внебюджетных фондов,
Территориального органа Федеральной служ-
бы государственной статистики по Тюменской
области, отделов экономики администраций
муниципальных образований Тюменской об-
ласти, сведений, внесенных в программный
модуль автоматизированной информационной
системы «Мониторинг рынка труда Тюмен-
ской области» департамента труда и занятости
населения Тюменской области, данных депар-
тамента труда и занятости населения Тюмен-
ской области. Кроме того, для сбора первич-
ной информации был использован метод анке-
тирования, предполагающий самозаполнение
респондентом (уполномоченным представите-
лем организации) бланка для регистрации све-
дений о составе, перспективной потребности в
кадрах и высвобождении работников органи-
зации и бланка сведений о выпуске специали-
стов учреждениями профессионального обра-
зования. Численность единиц наблюдения со-
ставила 4 000 организаций и 61 учреждение
профессионального образования.
Методика и результаты исследования.
Согласно официальным данным Тюменьстата,
во втором полугодии 2013 г. численность эко-
номически активного населения (далее – ЭАН)
насчитывала 698,4 тыс. чел. Темп роста чис-
ленности ЭАН составил 1,00028; численность
ЭАН в 2013 г. выросла на 0,028 % по сравне-
нию с 2012 г. В 2013 г. численность занятого
населения увеличилась на 0,37 %, т. е. соот-
ношение занятых в экономике Тюменской об-
ласти в 2013 г. к занятому населению в 2012 г.
составило 1,0037, при этом численность заня-
того населения в 2013 г. была равна 661,2 тыс.
чел. Темп роста численности безработных со-
ставил 0,93; таким образом, численность без-
работных за аналогичный период сократилась
на 7 % – 2 400 чел. [14].
Данная динамика говорит о том, что рост
ЭАН практически полностью обусловлен уве-
личением численности занятого населения,
что свидетельствует о благоприятной ситуа-
ции, сложившейся на рынке труда Тюменской
области в 2013 г. Расчет показателей ЭАН в разрезе муни-
ципальных образований (далее – МО) Тюмен-
ской области был осуществлен следующим
образом. В качестве основного показателя ис-
пользовалась списочная численность (момент-
ный показатель), а не среднесписочная (интер-
вальный показатель), так как иначе при кор-
респонденции с показателями ЭАН и числен-
ности занятых (а они являются моментными)
выводы не будут отражать реальную ситуацию
на определенную точку времени. Также сред-
несписочная численность не дает полной воз-
можности анализировать ее структуру (так как
это расчетный показатель). Общая списочная
численность предприятий была получена сум-
мированием списочных численностей мужчин
и женщин каждого предприятия (данные ав-
томатизированной информационной системы
«Мониторинг рынка труда Тюменской облас-
ти» по состоянию на 2013 г.).
Совокупная списочная численность – это
та часть занятого населения, которая работает
по трудовому договору. Таким образом, данная
цифра не учитывает сотрудников организаций,
работающих по гражданско-правовым догово-
рам. Для того, чтобы осуществить переход от
численности, полученной из данных автомати-
зированной информационной системы «Мони-
торинг рынка труда Тюменской области» по
состоянию на 2013 г., к численности экономи-
чески активного населения и численности за-
нятых (как в целом по области, так и в разрезе
муниципальных образований), были рассчи-
таны коэффициенты перевода списочной чис-
ленности в численность экономически актив-
ного и занятого населения.
Коэффициент перевода списочной числен-
ности в численность экономически активного
населения (равный 1,610) получен путем деле-
ния ЭАН на списочную численность по резуль-
татам эмпирического исследования.
Коэффициент перевода списочной числен-
ности в численность занятых в экономике равен
1,525 и является результатом деления числен-
ности занятого населения на списочную чис-
ленность.
Для безработного населения коэффициент
перевода получен путем соотношения числен-
ности безработных к численности ЭАН и со-
ставил 0,085.
Для проведения оценки распределения
численности работников по МО списочная чис-
ленность работников каждого муниципального
образования была помножена на коэффициент
пересчета списочной численности в численность
ЭАН, равный 1,610. То есть, например, списочная численность работников в г. Тюмени со-
ставляет 275 131 чел., следовательно, числен-
ность ЭАН г. Тюмени составляет 443 221 чел.
(275 131 × 1,610).
Аналогично численность занятых в эконо-
мике является произведением списочной чис-
ленности на коэффициент пересчета списоч-
ной численности в численность занятого насе-
ления. Например, списочная численность ра-
ботников г. Тобольск равна 25 239 чел., поэто-
му численность занятых в экономике составит
38 494 чел. (25 239 × 1,525).
Что касается численности безработных,
то она находится как 5,32 % от численности
экономически активного населения региона,
т. е., например, для уже анализируемой Тюме-
ни численность безработных равна 23 593 чел.
(442 960 × 0,0532).
При составлении прогноза численности
ЭАН и занятого населения в качестве опреде-
ляющих факторов были выделены:
– численность возрастных когорт, всту-
пающих в трудоспособный возраст;
– численность возрастных когорт, выхо-
дящих из трудоспособного возраста;
– активность населения в плане получе-
ния образования;
– баланс спроса и предложения на рынке
труда региона;
– общая экономическая ситуация в ре-
гионе и др.
Для того чтобы спрогнозировать числен-
ность ЭАН по муниципальным образованиям,
численность ЭАН соответствующего МО кор-
ректировалась на величину планируемого вы-
пуска специалистов в соответствующем году
(путем прибавления). Она отражает естествен-
ный прирост ЭАН. В тех МО, по которым дан-
ные о выпуске в автоматизированной инфор-
мационной системе «Мониторинг рынка труда
Тюменской области» по состоянию на 2013 г.
отсутствуют вследствие отсутствия самих учеб-
ных заведений, естественный прирост рассчи-
тывался через численность соответствующей
когорты.
Из полученных данных видно, что суще-
ствует достаточно ярко выраженная общая ди-
намика, в рамках которой в течение 2014 г. в ре-
гионе наблюдается незначительный рост ЭАН
(в пределах 1,4 %); а с 2015 г. – снижение тем-
пов роста на 0,3 % с последующим сокраще-
нием численности ЭАН примерно на 0,4 % еже-
годно. Даная тенденция обусловлена сокраще-
нием численности когорты, входящей в тру-
доспособный возраст, начиная с 2015 г. (что в
первую очередь связано со снижением рождаемости вследствие экономического кризиса
1998 г.). В тот же период численность возраст-
ной когорты, выбывающей из трудоспособно-
го возраста, остается стабильной.
Положительную динамику и увеличение
численности ЭАН от показателя по состоянию
на 2013 г. на протяжении всего прогнозируемо-
го периода демонстрирует г. Ялуторовск. При-
чина этого явления кроется в ежегодно ста-
бильно растущей потребности в работниках,
поскольку в г. Ялуторовске реализуется ряд
значительных инвестиционных проектов, что
обеспечит значительный прирост рабочих мест
в данном МО. Также незначительный прирост
численности ЭАН в течение 2014–2018 гг. на-
блюдается в Викуловском районе, что связано
с активным развитием агропромышленного
комплекса на территории МО. До 2016 г. вклю-
чительно позитивная динамика будет сохра-
няться в Тобольске, Тюмени и Голышманов-
ском районе, что также является результатом
активной инвестиционной деятельности на тер-
ритории указанных муниципальных районов.
Наибольшее отрицательное значение по-
казателя динамики численности ЭАН в про-
гнозируемый период демонстрируют Армизон-
ский, Упоровский, Аромашевский, Сладков-
ский, Уватский, Бердюжский, Ярковский, Тю-
менский, Ишимский, Абатский, Омутинский,
Ялуторовский муниципальные районы, но это
значение по итогам 2018 г. не превышает 4,3 %
к показателю 2013 г.
В целом по Тюменской области и по до-
минирующему количеству МО наблюдается
тенденция увеличения численности занятого
населения, темп роста в 2018 г. по сравнению
с 2013 г. составит 104,0 %, в 2023 г. – 106,9 %.
При этом в разрезе возрастных групп наблю-
даются разнонаправленные тенденции. Так,
ожидается существенное сокращение числен-
ности занятых в крайних возрастных группах
– примерно в 4 раза в период ближайших 5 лет
сократится численность занятых в возрасте до
20 лет и в 2 раза – численность занятых в пен-
сионном возрасте. При этом существенно воз-
растет численность занятых в предпенсион-
ном возрасте (50–59 лет), она увеличится поч-
ти на 30 % и составит в 2018 г. 129 % от уров-
ня 2013 г., а к 2023 г. произойдет увеличение в
полтора раза. Количество занятых в группе
30–39-летних увеличится незначительно. Чис-
ленность занятых в возрастах 20–29 и 40–49
лет будет незначительно сокращаться к 2018 г.
Здесь следует отметить, что темп сокращения
численности возрастной группы 40–49 лет в
период 2019–2023 гг. повысится, в отличие от
занятых в возрасте 20–29 лет.